Ксенофан и элеаты

Ксенофан и элеаты
\
Открытие бытия
\
Ксенофан и его отношения с элеатами
\
    Ксенофан родился в Ионийском Колофоне около 570 г. до н.э. Приблизительно в 25 лет он эмигрирует в италийскую колонию, на Сицилию, до преклонных лет проводит жизнь в путешествиях, исполняя собственные поэтические композиции, фрагменты которых дошли до нас.
    Принято считать Ксенофана основателем школы элеатов, однако, это не совсем точно. Напротив, он сам называл себя бродягой, вплоть до 92-летнего возраста не имел постоянного местожительства. Характер его проблематики - теологический и космологический, - элеатов же больше интересовали онтологические вопросы. Правильнее считать Ксенофана мыслителем независимым, имевшим весьма близкое родство с элеатами, но не связывать его имя с основанием элейской школы. Центральной темой лирической поэзии Ксенофана была критика понимания Богов Гомером и Гесиодом, а также представлений общераспространенной религии, в которой он обнаруживал ошибки и абсурд. Так, нелепость заключается в антропоморфизме, в приписывании Богам внешних форм, психологических характеристик, страстей, во всем аналогичных людским, отличающихся от последних лишь количественно, но не качественно. Ксенофан язвительно возражает, что, если бы животные имели руки и умели изображать Богов, последние имели бы формы животных; так, эфиопы, будучи черными и с широкими носами, изображают Богов черноволосыми с приплюснутыми носами, другие люди - с голубыми глазами и рыжими волосами, рисуют богов точно такими же. Но, - хуже того, человек приписывает Богам все то, что делает сам, не только хорошее, но и плохое.
    "Но смертные полагали, что и Боги рождаются.
    Что имеют одежды, голоса и фигуры, как они.
    Все без разбору Богам приписывали Гомер с Гесиодом,
    Что только срамом слывет и позором что люди считают, -
    Будто воруют они, совершают блуд и обманы".
    Таким образом, оспариваются радикально, как мало заслуживающие доверия, не только традиционные Боги, но и те, кто их воспевал. Великие поэты, формировавшие духовный мир грека, уличаются во лжи. Ксенофан демифологизирует и различные объяснения природных феноменов. Вот как, к примеру, развенчана богиня Ирида (радуга): "А та, что зовется Ирис, есть на самом деле, облако, видимое пурпурным, фиолетовым, зеленым".
    Не успев родиться, философия демонстрирует свою новаторскую мощь, разрушая вековые верования, казавшиеся такими прочными, революционизируя в целом способ представления божественного. После такой критики Ксенофана западный человек уже не мыслил его по формам и меркам человеческого. Но антропоморфизм происходил из философии физиса и ионийских космологий. Ясно, что отказ от понимания Бога по меркам человеческого вел к представлению о том, что Бог есть космос. "Распространяя свое понимание на тотальность универсума, - говорит Аристотель, - Ксенофан утверждает, что единое есть Бог". "Единое, Бог, высшее меж богов и людей, ни фигурой, ни мыслями на людей не похоже", - говорит Ксенофан." Все целое видит, все целое мыслит, все целое описывает"; "Но без усилий, силой лишь ума своего все приводит в трепет"; "Всегда в одном и том же месте пребывает без движения, ибо не подобает ему быть то в одном месте, то в другом".
    Видеть, слышать, мыслить как всемогущая сила, приводить все в движение, - все это атрибуты Бога в измерении сверхчеловеческом, в измерении космологическом.
    "Все рождается из земли и все в землю уходит";
    "Земля и вода суть две вещи, что рождаются и растут".
    Эти утверждения Ксенофана не относятся к космосу в целом, который не возникает, не умирает и не становится, но лишь к сфере нашей земли, которая, по его мнению, вся была некогда покрыта водой.
    Ксенофан известен также своими суждениями о высокой ценности и превосходстве ума и мудрости над ценностями витального характера, даже физической силой атлетов, которой так поклонялись греки. Не энергия и не физическая сила делает людей и государства лучшими, но сила ума, которому честь и хвала.

Западная философия от истоков до наших дней. - "Петрополис".. . 1994.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Ксенофан и элеаты" в других словарях:

  • КСЕНОФАН — (ок. 570 после 478 до н.э.) др. греч. философ, поэт, представитель элейской школы. Покинул ионийский Колофон из за персидского нашествия. Мифология, по К., продукт человеческого воображения, образы богов созданы людьми как их подобие (отчего у… …   Философская энциклопедия

  • ЭЛЕАТЫ — Элейская школа представители др. греч. филос. школы в «Великой Греции» (город Элея); Ксенофан, Парменид и Зенон, в Ионии Мелисс Самосский. Э. завершили формирование антич. философии, подняв ее до абстрактных проблем бытия и небытия, бытия и… …   Философская энциклопедия

  • Ксенофан Колофонский — (Xenophánēs) (6≈5 вв. до н. э.), древнегреческий поэт и философ, основатель элейской школы. Автор элегий. В пародийных «Силлах» К. выступил с критикой антропоморфизма: «Но если бы быки, лошади и львы имели руки и могли бы ими рисовать и создавать …   Большая советская энциклопедия

  • Элеаты — Элеаты, элейцы, Элейская школа древнегреческая школа философов досократиков раннего периода, существовавшая в конце VI − первой половине V вв. до н.э., в городе Элее, в Великой Греции. В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались… …   Википедия

  • Ксенофан — Колофонский Ξενοφάνης ὁ Κολοφώνιος Дата рождения: ок. 570 г. до н.э. Дата смерти: ок. 475 г. до н.э. Школа/традиция: Элеаты Испытавшие влияние: Парменид Ксенофан Колофонский ( …   Википедия

  • Ксенофан Колофонский — (др. греч. Ξενοφάνης ὁ Κολοφώνιος, лат. Xenophanēs Colophōnius; 580/577 до н. э., Колофон, Малая Азия 485/490 до н. э., Элея, Южная Италия) древнегреческий странствующий поэт и философ. Покинул ионийский Колофон из за персидского нашествия.… …   Википедия

  • Ксенофан —         Колофонский (Xenophánēs) (6 5 вв. до н. э.), древнегреческий поэт и философ, основатель элейской школы (См. Элейская школа). Автор элегий. В пародийных «Силлах» К. выступил с критикой Антропоморфизма: «Но если бы быки, лошади и львы имели …   Большая советская энциклопедия

  • Элеаты, Элейская школа — древнегреческая школа философии (VI – V вв. до н. э.). Основатель – Ксенофан Колофонский, гл. представители: Парменид, Зенон из Элеи (отсюда назв.), Мелисс Самосский. Отводя гл. роль познании мышлению, Э. противопоставили его чувств. восприятию… …   Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

  • ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА (ЭЛЕАТЫ) — – философская школа в Древней Греции(конец VI – середина V в. до н.э.), представлен нам Парменидом и Зеноном из Элей,  Мелиссом  из  Самоса.  К  непосредственным  предшественникам  элеатов относится Ксенофан из Колофона. Логика развития элейской… …   Философия науки и техники: тематический словарь

  • Элейская школа — Элеаты древнегреческие философы, представители Элейской школы (конец VI первая половина V вв. до н.э.). Содержание 1 Состав школы 2 Характеристика 3 История 4 Литература …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»